Дело №3-83/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2014 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Свинцовой Г.В.
при секретаре Бухариновой К.С . рассмотрев гражданское дело по иску Багаутдиновой Р.С.об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Багаутдинова Р.С. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Челябинской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области) об установлении кадастровой стоимости в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером ***общей площадью 14505,27 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. ***, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере ***рублей;
-земельного участка с кадастровым номером ***общей площадью 4677,15 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. ***, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере***рублей.
В обоснование требований указала, что является собственником данных земельных участков. В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области № 284-П от 17.08.2011 г. кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 г. земельного участка с кадастровым номером ***определена в размере ***руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***определена в размере ***руб. Согласно отчету ООО «Бюро Независимых Экспертиз и Оценки» № 0620/2014 от 25.08.2014 г. рыночная стоимость на 01.01.2010 г. участка с кадастровым номером ***составляет ***руб., а участка с кадастровым номером ***-***руб. Достоверность отчета подтверждается заключением Экспертно-консультационного комитета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Существенная разница в кадастровой и рыночной стоимости земельного участка нарушает ее права и законные интересы, связанные с уплатой установленного законодательством земельного налога.

Представитель истца Багаутдиновой Р.С. - Михалевская  О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные
требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области Новоселов СВ. против удовлетворения заявленных требований по существу не возражал, поддержал доводы письменного отзыва, в котором просил в иске отказать, так как учреждение является ненадлежащим ответчиком и в связи с отсутствием у истца к учреждению конкретных материально-правовых требований.
Багаутдинова Р.С, представители Управления Росреестра по Челябинской области, администрации г. Магнитогорска Челябинской  области, ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки» в судебное заседание
не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, письменный отзыв ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и письменное мнение Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Багаутдинова Р.С на основании договора купли-продажи недвижимого имущества № 26/06-К от 01.03.2006 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***площадью 14505,27 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объект
незавершенного строительства - остановочный комплекс и мини-рынок, и земельного участка с кадастровым номером ***площадью 4677,15 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объект незавершенного строительства - остановочный комплекс и мини-рынок; право собственности истицы зарегистрировано в ЕГРП.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», в том числе в отношении указанных земельных участков.
Так кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2010 г. земельного участка с кадастровым номером ***составила ***
руб., с кадастровым номером ***- ***руб. и является действительной до настоящего времени.
2

В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными

лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка "Т отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения
гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка № 0620/2014 от 25.08.2014 г., подготовленному ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2010 г. земельного участка с кадастровым номером ***составила ***руб., с кадастровым номером ***-*** руб.
Экспертным заключением общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков» региональное отделение «Челябинское» от 29.08.2014 года отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № 0620/2014 от 25.08.2014 г., подготовленный ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», признан соответствующим требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, требованиям технического задания договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной на ту же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Истец по существу ссылается на несоответствие определенной в  установленном порядке и внесенной в государственный кадастр
недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления земельного налога, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, создает угрозу нарушения его прав как налогоплательщика.
Суд, оценив представленный истцом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № 0620/2014 от 25.08.2014 г., подготовленный ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», приняв во внимание экспертное заключение общероссийской общественной организации «Российской общество оценщиков» региональное отделение «Челябинское» от 29.08.2014 года, а также отсутствие возражений ответчика и третьих лиц по существу требований, отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную вышеуказанным отчетом, приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной
5

кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает их рыночную стоимость.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком на ту же дату, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из п. 3 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно п. 4 названной статьи одним из оснований учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная
кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» на территории Челябинской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010 года.
Следовательно, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - орган, наделенный полномочиями по осуществлению кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, суд
6

РЕШИЛ:
Исковые требования Багаутдиновой Р.С.удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***общей площадью 14505,27 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. ***, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере *** рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***общей площадью 4677,15 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. *** равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере
***восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Челябинский областной суд.
Председательствующий:
Г.В. Свинцова
7