Дело №3-225/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2014 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при секретаре Ибрашевой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Траст-Р» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Траст-Р» (далее ООО «Траст-Р») обратилось в суд с иском (с учетом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Челябинской области (далее - ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Челябинской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2920 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Ленинский район, в районе ул. ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010 г., в размере *** рублей.
В обоснование требований указал, что является арендатором данного земельного участка. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области» и составила ***руб. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере *** руб.; имеется экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценке. Ссылается на то, что существенная разница в кадастровой и рыночной стоимости земельного участка нарушает имущественные права общества, как плательщика арендной платы, поскольку одним из показателей, определяющим размер арендынх платежей является кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель ООО «Траст-Р» - Михалевская О.В. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» по Челябинской области - Новоселов СВ. против удовлетворения заявленных требований по существу не возражал, поддержал доводы письменного отзыва, в котором указал, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу.

2
Третьи лица - Управление Росреестра по Челябинской области, администрация г. Магнитогорска своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения представителей истца, ответчика, изучив материалы дела, письменный отзыв ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и письменное мнение Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ООО «Траст-Р» на основании договора № 6198 аренды земельного участка является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2920 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Ленинский район, в районе ул. ***, категории земель - земли населенных пунктов - размещение оптовой базы. Срок действия договора дополнительным соглашением к договору аренды от 21.07.2014 г. установлен до 18.07.2015 г.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области».
Спорный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет 24.06.2011 г. и в перечень объектов массовой оценки по состоянию на 01.01.2010 г., утвержденный указанным нормативным правовым актом, не вошел. Вместе с тем согласно письменному отзыву ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области кадастровая стоимость данного земельного участка была определена на основании постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П (исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала № ***, в котором расположен данный участок), и составила ***руб., осталась неизменной на 07.11.2014 г.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

3
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его

4
рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно отчету № 0718/2014 об определении рыночной стоимости имущества от 08.10.2014 г., подготовленному ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», по состоянию на 01.01.2010 г. рыночная стоимость спорного земельного участка составила *** руб.
Экспертным заключением общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» региональное отделение «Челябинское»

5
от 10.12.2014 г. отчет № 0718/2014 об определении рыночной стоимости имущества от 08.10.2014 г., подготовленный ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки»., признан соответствующим требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, требованиям технического задания договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью на ту же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Требования ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» о досудебном урегулировании спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости истцом выполнены: в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости отказано.
Истец по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, создает угрозу нарушения его имущественных прав, как плательщика арендной платы.
При этом установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость объекта недвижимости, подлежащая внесению в государственный кадастр в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой

6
стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков, в силу следующего.
Согласно действующим нормативным актам кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка определяется самостоятельно кадастровым органом при постановке вновь образуемого земельного участка на кадастровый учет на основании имеющихся результатов проведенной государственной кадастровой оценки, утвержденных до образования такого участка.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее - методические указания).
В соответствии с пп. 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка применяется удельный показатель, рассчитанный при проведении государственной кадастровой оценки земель до существования нового участка, датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату, по состоянию на которую проведена массовая оценка, то есть 01.01.2010 г.
Суд, оценив представленный истцом отчет № 0718/2014 об определении рыночной стоимости имущества от 08.10.2014 г., подготовленный ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», приняв во внимание экспертное заключение общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» региональное отделение «Челябинское» от 10.12.2014 г., а также отсутствие возражений ответчика и третьих лиц по существу

7
требований, отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает его рыночную стоимость.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком на ту же дату, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Из п. 3 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Доводы представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны в виду следующего.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» на территории Челябинской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному

8
кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010 года.
Следовательно, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области - орган, наделенный полномочиями по осуществлению кадастрового учета, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Траст-Р» удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2920 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, Ленинский район, в районе ул. ***, и установить ее в размере равном его рыночной стоимости в сумме *** рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий:
Г.В. Свинцова