Дело №3-226/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2014 года г. Челябинск
Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Свинцовой Г.В. при секретаре Гильметдиновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоРесурс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «УралЭнергоРесурс» (далее ООО «УралЭнергоРесурс») обратилось в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3738 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, район ***13, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010 г., в размере ***рублей.
В обоснование требований указало, что является арендатором данного земельного участка, кадастровая стоимость которого определена в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», и составила ***руб. Согласно отчету об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 г. составляет ***руб.; имеется экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценке. Ссылается на то, что существенная разница в кадастровой и рыночной стоимости земельного участка нарушает имущественные права общества.
В судебном заседании представитель ООО «УралЭнергоРесурс» -Михалевская О.В., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, также просила возвратить излишне уплаченную госпошлину.
ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области, Управление Росреестра по Челябинской области, администрация г. Магнитогорска своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, в связи с чем суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, письменный отзыв ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, и письменное мнение Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ООО «УралЭнергоРесурс» на основании договора № 8736 аренды земельного участка (представленный для целей не связанных со строительством) от 19.08.2014 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3738 кв.м., расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, район ***13, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование -занимаемый временными зданиями и сооружениями - административно-бытовым, мастерской, пунктом измерительных приборов. Договор аренды заключен до 30.07.2019 г.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», в том числе в отношении указанного земельного участка.
Так кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет ***руб., осталась неизменной на 16.10.2014 г.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
2

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Федерального закона об оценочной деятельности, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, п. 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае
3

не являются. Права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
В силу правил п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Согласно отчету № 0723/2014 об оценке рыночной стоимости имущества от 14.10.2014 г., подготовленному ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», по состоянию на 01.01.2010 г. рыночная стоимость спорного земельного участка составляет ***руб.
Экспертным заключением общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» региональное отделение «Челябиснкое» от 16.10.2014 г. отчет № 0723/2014 об оценке рыночной стоимости имущества от 14.10.2014 г., подготовленному ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», признан соответствующим требованиям ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, требованиям технического задания договора на оценку, выводы оценщика признаны обоснованными.
Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной на ту же дату явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Требования ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» о досудебном урегулировании спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой
4

стоимости истцом выполнены: в установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости отказано.
Истец по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка и его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок определения размера арендной платы, исходя из данных государственного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, создает угрозу нарушения его прав как плательщика арендной платы.
Суд, оценив представленный истцом отчет № 0723/2014 об оценке рыночной стоимости имущества от 14.10.2014 г., подготовленный ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», приняв во внимание экспертное заключение общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» региональное отделение «Челябинское» от 16.10.2014 г., а также отсутствие возражений ответчика по существу требований, отсутствие доказательств, опровергающих величину рыночной стоимости, определенную указанным отчетом, приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области», существенно превышает его рыночную стоимость.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком на ту же дату, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.
Из п. 3 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом согласно подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42, в структуру записи об объекте недвижимости входят, в том числе сведения о кадастровой стоимости: кадастровая стоимость объекта недвижимости и дата ее утверждения; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
При этом в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда,
5

применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Кроме того, изначально ООО «УралЭнергоРесурс» подавало исковое заявление об установлении кадастровой стоимости равной рыночной в отношении одного земельного участка, которое в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежало оплате госпошлиной в размере ***руб. Вместе с тем истцом госпошлина была уплачена в большем размере - ***руб.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о возврате истцу излишне уплаченной госпошлины в размере ***руб., уплаченной по платежному поручению филиала ОАО «Уралсиб» в г. Челябинске № 1274 от 06.11.2014 г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «УралЭнергоРесурс» удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 3738 кв.м., расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, район ***13, и установить ее в размере равном его рыночной стоимости в сумме *** рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «УралЭнергоРесурс» излишне уплаченную по платежному поручению филиала ОАО «Уралсиб» в г. Челябинске № 1274 от 06.11.2014 г. государственную пошлину в размере ***рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий
Г.В. Свинцова
6