Дело № 3-49/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации 18 июня 2015 года г. Челябинск
 
 
Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Дюсембаеве А.А., рассмотрев гражданское дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Харина Е.А.об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
ИП Харин Е.А. в декабре 2014 года обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером ***площадью 19 142 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, ***, равной его рыночной стоимости в размере ***рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
В обоснование указал, что земельный участок с кадастровым номером ***был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***площадью 29 142 кв. м, в отношении которого постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 года № 284-П была утверждена кадастровая стоимость в размере ***руб. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.08.2014 г. по делу №*** в отношении земельного участка с кадастровым номером ***была установлена рыночная стоимость в размере ***рубля. После разделения земельный участок с кадастровым номером ***был снят с кадастрового учета, а кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка с кадастровым номером ***определена в ***руб., что значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом оценщика в заявленном размере, чем нарушаются права заявителя как налогоплательщика.
В последующем ИП Харин Е.А. свои требования уточнил, просив установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере ***рублей, определенном на основании заключения судебной экспертизы по состоянию на 03 декабря 2014 года.
Дело рассмотрено судом по правилам главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В судебном заседании представитель заявителя Михалевская О.В. уточненные требования поддержала.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Магнитогорска, Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, Правительства Челябинской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Дело в соответствии со статьей 167 ГПК РФ рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, письменные отзывы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области и Управления Росреестра по Челябинской области, допросив эксперта Б.О.С, суд не усматривает оснований к отказу в удовлетворении требований заявителя.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Согласно статье 245 ГПК РФ, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ отнесено к подсудности областных и равных им судов, подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 3 и частью 1 статьи 4 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса РФ. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре). Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом о кадастре порядке документов, если иное не установлено этим законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Закона о кадастре).
Пунктами 11,14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка
2

земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сам по себе факт установления рыночной стоимости земельного участка отличной от его кадастровой стоимости, не влечет за собой изменения гражданско-правовых либо налоговых обязательств, исполнение которых происходило с учетом результатов государственной кадастровой оценки.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Системный анализ положений главы III. 1 Закона об оценочной деятельности, пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316, пункта 10 Федерального стандарта «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 255, позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены
3

посредством установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Индивидуальная рыночная стоимость земельного участка подлежит доказыванию путем предоставления относимых, допустимых и достаточных доказательств.
Согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Рассмотрение судом заявлений об определении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, ИП Харин Е.А. на основании договора купли-продажи от 18.06.2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ***площадью 19 142 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск, ***, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием склада № 1 с АКБ, 1 очередь.
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01 января 2010 года утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.201 1 года№ 284-П.
Из кадастровой справки, ответа ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области на запрос суда следует, что земельный участок с кадастровым номером ***поставлен на государственный кадастровый учет 03.12.2014 года, в перечень объектов массовой оценки, утвержденный указанным выше нормативным правовым актом, не вошел. Его кадастровая стоимость в размере ***руб. определена по состоянию на 03.12.2014 года. С даты внесения сведений о вышеуказанной кадастровой стоимости по настоящее время характеристики, влияющие на расчет кадастровой стоимости не изменялись, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
В связи с тем, что заявитель как собственник земельного участка, в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога, определением кадастровой стоимости этого земельного участка затрагиваются его права и обязанности.
Наличие решения Арбитражного суда Челябинской области в отношении земельного участка с кадастровым номером ***не свидетельствует о том, что в отношении спорного земельного участка с
4

кадастровым номером ***кадастровая стоимость уже устанавливалась равной рыночной.
На основании части 1 статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Частью 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Для целей применения Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель, как то предусмотрено статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, представил отчет об оценке, составленный оценщиком ООО Бюро независимых экспертиз и оценки», которым рыночная стоимость земельного участка была определена по состоянию на 01 января 2010 года, и положительное экспертное заключение экспертно-консультационного комитета Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
При этом, по делу на основании определения суда о назначении судебной экспертизы от 03.03.2015 года экспертом ООО «Аванта Вест» Б. О.С, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за дачу заведомо ложного заключения, дано экспертное заключение № 03/05-2015 от 12.05.2015 г., из которого следует,
5

что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 03 декабря 2014 года составляет ***рублей.
Будучи допрошенным судом в качестве эксперта, Б. О.С. на вопрос суда о причинах снижения рыночной цены земельного участка в декабре 2014 года по отношению к 01 января 2010 года, пояснил, что основывал свои выводы на информации о рынке, сравнивая объекты аналоги, сопоставимые по основным характеристикам. Достоверность отчета оценщика им не проверялась. В отношении ретроспективной оценки подобрать объекты аналоги сложнее.
Эксперт Б. О.С. был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ, достоверность сделанных им выводов, никем из заинтересованных лиц под сомнение не поставлена, а о проведении дополнительной либо повторной экспертизы в порядке статьи 87 ГПК РФ стороны не ходатайствовали.
Нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки (ФСО №1 - «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки», утв. приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года №256; ФСО № 2 - «Цель оценки и виды стоимости», утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 255; ФСО № 3 - «Требования к отчету об оценке», утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. № 254; ФСО № 4 - «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 г. № 508; ФСО № 5 - «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2011 г. № 328; ФСО № 6 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. № 628; ФСО № 7 -«Оценка недвижимости», утв. приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. №611), а также стандартами и правилами оценочной деятельности (статья 20 Закона об оценочной деятельности) при получении экспертного заключения судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оценивая в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ полученные в ходе судебного разбирательства доказательства рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 03 декабря 2014 года, суд не усматривает оснований усомниться в их достоверности. Эти доказательства отвечают требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно (в 3,7 раза) превышает его рыночную стоимость на ту же дату, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению.
6

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Индивидуального предпринимателя Харина Е.А.удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***площадью 19 142 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Магнитогорск, ***, установив её равной рыночной стоимости в размере ***(***) рублей по состоянию на 03 декабря 2014 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 года, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.
Председательствующий:
7