Дело№За-478/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
«22» декабря 2015 года Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л. при секретаре Дюсембаеве А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8» города Магнитогорска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости и
установил:
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 8» города Магнитогорска (далее МУДО «СДЮСШОР № 8») 12 ноября 2015 года обратилось в суд с заявлением об установлении равной рыночной стоимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:8358, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Бехтерева, участок № 8/1, площадью 33783 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемый строениями учреждения и прилегающей территорией», равной рыночной стоимости в размере 30 033 000 (Тридцать миллионов тридцать три тысячи ) рублей по состоянию на 06 июля 2012 года.
В обоснование заявленных требований учреждение указало на принадлежность ему спорных земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования. Кадастровая стоимость земельных участков, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, не соответствует их рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости позволит снизить размер платежа. В судебном заседании представитель административного истца Михалевская О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Управления Росреестра по Челябинской области Чижова Л.А. полагала требования обоснованными при наличии всех необходимых доказательств.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, Правительства Челябинской области, Администрации города Магнитогорска Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Дело в соответствии с частью 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца и Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч.5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоймость.
Как следует из материалов дела, МУДО «СДЮСШОР №8» на нраве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 74:33:0000000:8358, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Бехтерева, участок № 8/1, площадью 33783 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемый строениями учреждения и прилегающей территорией».
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 год утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.201 1 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области». Спорный земельный участок с кадастровым номером 74:33:0000000:8358 не вошел в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанным постановлением.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:8358 -130 395 285,57 рубля.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области заявление МУДО «СДЮСШОР №8» от 03.11.2015 года отклонила письмом от 05.11.2015 года№ 74-2015/887.
Согласно представленному административным истцом в суд отчета № 0378/2015 от 09.10.2015 года об определении рыночной стоимости имущества (земельного участка) с кадастровым номером 74:33:0000000:8358,

подготовленного ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», его рыночная стоимость составила 30 033 ООО рублей.
Из отчета № 0378/2015 от 09.10.2015 года, следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных участков Челябинской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в заключении обоснован и сомнений не вызывает.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал пять аналогов - земельных участков, предложенных к продаже в достаточно приближенный период к дате оценки в Челябинской области, в которой расположен объект оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток. Для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1 кв. м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В качестве объектов-аналогов выбраны земельные участки, отличающиеся от оцениваемого земельного участка с проведением корректировок по данным отличающимся элементам сравнения. Отказ от проведения корректировок по другим элементам сравнения, в отчете об оценке спорного земельного участка также мотивирован и сомнений не вызывают. В отчете об оценке приведен не только расчет, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных в результате оценке спорного земельного участка.
На отчет об определении рыночной стоимости имущества (земельного участка) № 0378/2015 от 09.10.2015 года получено положительное заключение экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, а также на соответствие отчета об оценке требованиям законодательству РФ об оценочной деятельности (нормативно - методическая), проведенных экспертом Л.В.В., состоящей в трудовых отношениях с Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» № 003/2015/Челябинск-2 от 02.1 1.2015 года.
Оценивая представленные доказательства с соблюдением положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка подтверждена экспертным заключением № 003/2015/Челябинск-2 от 02.1 1.201 5
4

года и отчетом об определении рыночной стоимости имущества (земельного участка) № 0378/2015 от 09.10.2015 года.
Экспертные заключения и отчеты об оценке подготовлены лицами, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, что и было предметом оценки.
При таких данных оснований для вывода о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости имущества (земельного участка) № 0378/2015 от 09.10.2015 года на спорный земельный участок, соответствие которого требованиям законодательства Российской Федерации и подтверждение соответствия указанной в этом отчете об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, подтверждается заключением эксперта, у суда не имеется.
Во всяком случае, доказательств иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости заинтересованными лицами в суд не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы в суде ими не заявлено. На допущение экспертом каких-либо нарушений действующего законодательства об оценочной деятельности никто из заинтересованных сторон не указывал.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка не соответствует их рыночной стоимости на ту же дату, соответствующее требование административного истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, т.е. с 01 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Датой подачи заявлеггия считать дат)' обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 03 ноября 2015 года.

Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Муниципального учреждения дополнительного образования «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва 8» города Магнитогорска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:33:0000000:8358, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Бехтерева, участок № 8/1, площадью 33783 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемый строениями учреждения и прилегающей территорией», равной рыночной стоимости в размере 30 033 000 (Тридцать миллионов тридцать три тысячи ) рублей по состоянию на 06 июля 2012 года.
Датой подачи заявления считать 03 ноября 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Туркова Г'.Л.
6