Дело№За-482/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
«22» декабря 2015 года Челябинский областной суд в составе: председательствующего судьи Турковой Г.Л. при секретаре Дюсембаеве А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 4» города Магнитогорска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости и
установил:
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа № 4» города Магнитогорска (далее МУДО «ДЮСШ №4») 12 ноября 2015 года обратилось в суд с заявлением об установлении равной рыночной стоимости кадастровой стоимости земельных участков:
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 102707 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемое зданиями и сооружениями центрального стадиона», равной рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 09 июля 2014 года;
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***/1, площадью 218,41 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «под общественную застройку», равной рыночной стоимости в размере *** рублей но состоянию на 01 января 2010 года;
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Вокзальная, 114/2, площадью 5840 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемый строениями учреждения с прилегающей территорией (стадион «Малыш»)», равной рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
с кадастровым номером ***, расположенного но адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 25 950 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемое комплексом зданий школы с прилегающей территорией для использования в целях эксплуатации», равной рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 08 июля 2010 года;

с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, ***, площадью 491 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «постоянное бессрочное пользование», равной рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 01 января 2010 года;
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 2465 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «постоянное бессрочное пользование», равной рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 18 мая 2013 года;
с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 3921 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «нежилое здание - физкультурно-оздоровительный комплекс», равной рыночной стоимости в размере *** рублей по состоянию на 28 мая 2013 года.
В обоснование заявленных требований учреждение указало на принадлежность ему спорных земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования. Кадастровая стоимость земельных участков, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, не соответствует их рыночной стоимости. Данное обстоятельство нарушает права заявителя как плательщика земельного налога, установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости позволит снизить размер платежа. В судебном заседании представитель административного истца Михалевская О.В. заявленные требования поддержала.
Представитель Управления Росреестра но Челябинской области Чижова Л.Л. полагала требования обоснованными при наличии всех необходимых доказательств.
Представители заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, Правительства Челябинской области, Администрации города Магнитогорска Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Дело в соответствии с частью 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного истца и Управления Росреестра по Челябинской области, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 2, ч. 5 ст. 1, ч.5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными липами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о

пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, МУДО «ДЮСШ №4» на праве постоянного бессрочного пользования принадлежат земельные участки:
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 102707 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемое зданиями и сооружениями центрального стадиона»;
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***/1, площадью 218,41 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «под общественную застройку»;
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица Вокзальная, 114/2, площадью 5840 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемый строениями учреждения с прилегающей территорией (стадион «Малыш»)»;
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 25 950 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемое комплексом зданий школы с прилегающей территорией для использования в целях эксплуатации»;
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, ***, площадью 491 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «постоянное бессрочное пользование»;
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 2465 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «постоянное бессрочное пользование» и
с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 3921 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с
4

разрешенным видом использования «нежилое здание оздоровительный комплекс».
- физкультурно-
Действующие результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области по состоянию на 01.01.2010 год утверждены постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.201 1 года № 284-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области». Спорные земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, *** вошли в перечень земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанным постановлением. Остальные спорные земельные участки в указанный перечень не вошли, их кадастровая стоимость установлена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Челябинской области на основании актов об определении кадастровой стоимости.
По результатам государственной кадастровой оценки кадастровая
с кадастровым
с кадастровым
с кадастровым
с кадастровым
с кадастровым
с кадастровым
с кадастровым
номером номером номером номером номером номером номером
стоимость составляет: *** -****** ****** *** ***
земельного участка *** *** рубля, *** рублей, *** рублей, *** рублей,
*** рубля,
*** рублей, *** рубля.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Челябинской области заявление МУДО «ДЮСШ №4» от 03.11.2015 года отклонила письмом от 09.1 1.2015 года№ 74-2015/893.
Согласно представленному административным истцом в суд отчета № 0380/2015 от 09.10.2015 года об определении рыночной стоимости имущества (земельного участка) с кадастровым номером ***, подготовленного ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», его рыночная стоимость составила *** рублей.
Из отчета № 0380/2015 от 09.10.2015 года, следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных участков Челябинской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. При проведении оценки земельного участка оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в заключении обоснован и сомнений не вызывает.
5

Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал пять аналогов - земельных участков, предложенных к продаже в достаточно приближенный период к дате оценки в Челябинской области, в которой расположен объект оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток. Для оценки земельного участка за единицу сравнения выбран 1 кв. м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В качестве объектов-аналогов выбраны земельные участки, отличающиеся от оцениваемого земельного участка с проведением корректировок по данным отличающимся элементам сравнения. Отказ от проведения корректировок по другим элементам сравнения, в отчете об оценке спорного земельного участка также мотивирован и сомнений не вызывают. В отчете об оценке приведен не только расчет, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных в результате оценке спорного земельного участка.
Согласно представленному административным истцом в суд отчета № 0381/2015 от 09.10.2015 года об определении рыночной стоимости имущества (земельных участков) с кадастровым номером ***, ***, *** и *** подготовленного ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», их рыночная стоимость составила соответственно *** рублей, *** рублей, *** рублей и *** рублей.
Из отчета № 0381/2015 от 09.10.2015 года, следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных участков Челябинской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. При проведении оценки земельных участков оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в заключении обоснован и сомнений не вызывает.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал по пять аналогов - земельных участков, предложенных к продаже в достаточно приближенный период к дате оценки в Челябинской области, в которой расположены объекты оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток. Для оценки земельных участков за единицу сравнения выбран 1 кв. м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-
6

аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В качестве объектов-аналогов выбраны земельные участки, отличающиеся от оцениваемых земельных участка с проведением корректировок по данным отличающимся элементам сравнения. Отказ от проведения корректировок по другим элементам сравнения, в отчете об оценке спорных земельных участков также мотивирован и сомнений не вызывают. В отчете об оценке приведен не только расчет, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных в результате оценке спорных земельных участков.
Согласно представленному административным истцом в суд отчета № 0382/2015 от 09.10.2015 года об определении рыночной стоимости имущества (земельных участков) с кадастровым номером *** и ***, подготовленного ООО «Бюро независимых экспертиз и оценки», их рыночная стоимость составила соответственно *** рублей и *** рублей.
Из отчета № 0382/2015 от 09.10.2015 года, следует, что оценщик произвел анализ рынка земельных участков Челябинской области, а также ценообразующих факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. При проведении оценки земельных участков оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией, при этом отказ от затратного и доходного подходов в заключении обоснован и сомнений не вызывает.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик выбрал по пять аналогов - земельных участков, предложенных к продаже в достаточно приближенный период к дате оценки в Челябинской области, в которой расположены объекты оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток. Для оценки земельных участков за единицу сравнения выбран 1 кв. м, как наиболее типичная единица сравнения для оценки земельных участков. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
В качестве объектов-аналогов выбраны земельные участки, отличающиеся от оцениваемых земельных участка с проведением корректировок по данным отличающимся элементам сравнения. Отказ от проведения корректировок по другим элементам сравнения, в отчете об оценке спорных земельных участков также мотивирован и сомнений не вызывают. В отчете об оценке приведен не только расчет, но и пояснения к ним,
7

обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных в результате оценке спорных земельных участков.
На отчеты об определении рыночной стоимости имущества (земельных участков) № 0380/2015 от 09.10.2015 года, № 0381/2015 от 09.10.2015 года и № 0382/2015 от 09.10.2015 года получены положительные заключения экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчетах, а также на соответствие отчетов об оценке требованиям законодательству РФ об оценочной деятельности (нормативно - методическая), проведенных экспертом Лежневой В.В., состоящей в трудовых отношениях с Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» № 003/2015/Челябинск-1 от 02.11.2015 года, № 003/2015/Челябинск-5 от 02.11.2015 года и № 003/2015/Челябинск-6 от 02.1 1.2015 года.
Оценивая представленные доказательства с соблюдением положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков подтверждена экспертными заключениями № 003/2015/Челябинек-1 от 02.11.2015 года, № 003/2015/Челябинск-5 от 02.11.2015 года и № 003/2015/Челябинск-6 от 02.1 1.2015 года и отчетами об определении рыночной стоимости имущества (земельных участков) № 0380/2015 от 09.10.2015 года, № 0381/2015 от 09.10.2015 года и № 0382/2015 от 09.10.2015 года.
Экспертные заключения и отчеты об оценке подготовлены лицами, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, что и было предметом оценки.
При таких данных оснований для вывода о недостоверности отчетов об определении рыночной стоимости имущества (земельных участков) № 0380/2015 от 09.10.2015 года, № 0381/2015 от 09.10.2015 года и № 0382/2015 от 09.10.2015 года на спорные земельные участки, соответствие которых требованиям законодательства Российской Федерации и подтверждение соответствия указанной в этих отчетах об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, подтверждаются заключениями эксперта, у суда не имеется.
Во всяком случае, доказательств иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости заинтересованными лицами в суд не представлено.
8

ходатайство о назначении судебной экспертизы в суде ими не заявлено. На допущение экспертом каких-либо нарушений действующего законодательства об оценочной деятельности никто из заинтересованных сторон не указывал.
Поскольку кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости на ту же дату, соответствующее требование административного истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке допустимые и относимые доказательства, подлежат удовлетворению.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, т.е. с 01 января 2015 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Датой подачи заявления считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 03 ноября 2015 года.
Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
реши л:
Заявление Муниципального учреждения дополнительного образования «/Детско-юношеская спортивная школа № 4» города Магнитогорска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 102707 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемое зданиями и сооружениями центрального стадиона», равной рыночной стоимости в размере *** (*** ) рублей по состоянию на 09 июля 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 218,41 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования
9

«под общественную застройку», равной рыночной стоимости в размере *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 5840 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемый строениями учреждения с прилегающей территорией (стадион «Малыш»)», равной рыночной стоимости в размере *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 25 950 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «занимаемое комплексом зданий школы с прилегающей территорией для использования в целях эксплуатации», равной рыночной стоимости в размере *** (***) рублей по состоянию на 08 июля 2010 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, ***, площадью 491 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «постоянное бессрочное пользование», равной рыночной стоимости в размере *** (***) рублей по состоянию на 01 января 2010 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 2465 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «постоянное бессрочное пользование», равной рыночной стоимости в размере *** (***) рублей по состоянию на 18 мая 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Челябинская область, город Магнитогорск, улица ***, площадью 3921 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с разрешенным видом использования «нежилое здание - физкультурно-оздоровительный комплекс», равной рыночной стоимости в размере *** (***) рублей по состоянию на 28 мая 2013 года.
Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской
10

Федерации, с 1 января 2015 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 03 ноября 2015 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Туркова ГЛ.