Дело№ lla-2947/2018
Судья: Манкевич Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 марта 2018 года
город Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
при секретаре
Аганиной Т.А.,
Ишимова И.А., Сапрыгиной Л.Ю., Лысяковой Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Полетаева Игоря Николаевича на решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 06 декабря 2017 года по административному исковому заявлению Полетаева Игоря Николаевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконным отказа Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области в признании гражданином Российской Федерации по рождению, об обязании устранить нарушение прав,
заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение участников процесса,
УСТАНОВИЛА:
Полетаев И.Н. обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства Внутренних дел России по Челябинской области об оспаривании отказа в признании гражданином Российской Федерации по рождению, просил обязать административного ответчика устранить нарушение его прав.
В обоснование административного иска указал, что он родился **** года в с. ****. Его отец П.Н.И. рожден в **** году в ****, на территории РСФСР, иного гражданства не имел, признан гражданином Российской Федерации в 2002 году. Мать родилась в г. ****, имела гражданство РСФСР. Считает, что является гражданином Российской Федерации по рождению на основании статьи 14 Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации». С 1996 года постоянно проживал в Российской Федерации в д. Луговой Целинного района Курганской области, на данный момент с 2014 года проживает в г. Челябинске. В 2006 году ему был оформлен вид на жительство. В 2008 году вид на жительство аннулирован

из-за судимости. В июле 2017 года он обратился в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о признании его гражданином РФ по рождению. 29 августа 2017 года ГУ МВД России по Челябинской области истцу ему было отказано в признании его гражданином РФ по рождению. Считает данный отказ, изложенный в письме, незаконным, нарушающим его гражданские права.
Административный истец Полетаев И.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области Пичугова А.Е. просила административный иск оставить без удовлетворения, указала на отсутствие доказательств обращения административного истца с заявлением по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации. Оспариваемый ответ ГУ МВД России по Челябинской области от 29 августа 2017 года по своему содержанию не является отказом в приеме в гражданство, а носит разъяснительный характер норм действующего законодательства.
Ленинским районным судом г. Челябинска 06 декабря 2017 года вынесено решение, которым в удовлетворении требований административному истцу отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления. Указывает, что в ответе от 29 августа 2017 года ГУ МВД России по Челябинской области однозначно отказывает ему в признании гражданином Российской Федерации по рождению и в документировании паспортом гражданина Российской Федерации, чем нарушаются его права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на правовую позицию, выраженную Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона РФ «О гражданстве РФ» в связи с жалобой А.Б. Смирнова». Суд неправомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый ответ не нарушает его права, а является разъяснением, которое не препятствует ему обратиться с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации «в установленном законом порядке». Суд не учел, что он обратился с заявлением не о приеме в гражданство Российской Федерации, а с заявлением о признании гражданином Российской Федерации по рождению, на основании гражданства родителей, Законов РФ о гражданстве, Конституции РФ.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец Полетаев И.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Челябинской области Пичугова А.Е., ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения, просила оставить его без изменения.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно частей 1 и 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Частью 2 статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, предусмотрено, что каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, основания, условия и порядок приобретения и прекращения

гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В силу статьи 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Ранее основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации устанавливались Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
В силу части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (то есть 06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что Полетаев И.Н., **** года рождения, является уроженцем с. ****(л.д. 11).
С момента рождения по 1996 год Полетаев И.Н. проживал в с. ****, обучался в средней общеобразовательной школе. В 1996 году вместе с отцом П.Н.И., **** года рождения, и братом П.П.Н., **** года рождения, переехал в д. ****. Мать заявителя - П.Т.А., **** года рождения, уроженка ****, гражданка ****, проживает в респ. ****. В 2006 году Полетаев И.Н. получил вид на жительство лица без гражданства сроком действия до 30 марта 2011 года, оформил регистрацию по адресу: ****, сведения о проживании подтверждается справкой № 71 от 22 января 2016 года Администрации

5
Луговского сельского совета. С 24 апреля 2006 года по 09 декабря 2014 года Полетаев И.Н. осужден по **** УК РФ, освобожден условно-досрочно 09 декабря 2014 года. С 09 декабря 2014 года по настоящее время Полетаев И.Н. проживает без регистрации по месту жительства и без документов, удостоверяющих личность по адресу: **** с гражданкой РФ И.Е.Х. Личность Полетаева И.Н. установлена заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства № 57/528 от 28 апреля 2016 года, факт проживания на территории РФ подтверждается с 1996 года (л.д. 18-20).
28 июля 2017 года Полетаев И.Н. обратился с заявлением к начальнику УВМ ГУ МВД России по Челябинской области о проверке указанных в заявлении фактов: что он является гражданином Российской Федерации по рождению, просил оформить ему паспорт гражданина Российской Федерации (л.д. 6-7).
29 августа 2017 года ГУ МВД России по Челябинской области направило Полетаеву И.Н. ответ, в котором указало, что лица, рожденные до 06 февраля 1992 года, признаются гражданами Российской Федерации в силу части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в случае постоянного проживания на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного закона, то есть на 06 февраля 1992 года. Учитывая, что Полетаев И.Н. прибыл на территорию Российской Федерации в 1996 году, он не может быть признан гражданином РФ в соответствии с частью 1 статьи 13 вышеназванного закона. Полетаеву И.Н. рекомендовано обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в соответствии со статьей 41.3 с применением пункта «а» части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», без оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, при условии документального подтверждения факта прибытия на территорию Российской Федерации до 01 ноября 2002 года и проживания до настоящего времени на территории Российской Федерации (л.д. 8).
Не согласившись с данным отказом, Полетаев И.Н. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ ГУ МВД России по Челябинской области об отказе в признании гражданином РФ по рождению и об отказе в выдаче паспорта гражданина РФ, являются законными, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют, поскольку оспариваемый ответ от 29 августа 2017 года не является отказом в принятии заявления о приеме в гражданство РФ, а носит

6
разъяснительный характер норм действующего законодательства, не нарушает права Полетаева И.Н.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда не соответствующими обстоятельствам административного дела.
Определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации в силу п. «а» статьи 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в том числе, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы.
В соответствии с пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (пункт 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
Из содержания оспариваемого ответа следует, что поскольку Полетаев И.Н. прибыл на территорию Российской Федерации в 1996 году, он не может быть признан гражданином РФ в соответствии с частью 1

статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел указанные выше требования пунктов 51-52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325, заключение о результатах проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации должно приниматься только по результатам тщательной проверки всех изложенных заявителем обстоятельств и должно содержать подробные мотивы принимаемого решения, отражающего все доводы лица, обратившегося по вопросу такой проверки.
Такие же требования содержатся и в пунктах 15 - 15.13 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19 марта 2008 года № 64.
При рассмотрении требований Полетаева И.Н. суд первой инстанции должен был проверить законность оспариваемого ответа в полном объеме, в том числе на предмет полноты проведенных в ходе проверки действий, а также полноты и мотивированности ответа, однако не сделал этого.
Так согласно статьи 14 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РСФСР, является гражданином РСФСР независимо от места рождения.
Аналогичные положения содержатся и в пункте «а» части 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», действующего в настоящее время.
В заявлении от 28 июля 2017 года Полетаев И.Н. ясно указал, что его родители являлись гражданами Российской Федерации (РСФСР) по рождению, поскольку родились от граждан РСФСР, вследствие чего и он считает себя гражданином Российской Федерации по рождению в силу принципа «права крови», как родившийся от граждан РСФСР.
Эти утверждения Полетаева И.Н., в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Определении от 21 апреля 2005 года № 118-0 и Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П, могут являться основанием для установления наличия у него гражданства Российской Федерации.

8
Однако ГУ МВД России по Челябинской области надлежащим образом эти доводы заявителя не проверило, ограничившись констатацией факта, что лица, рожденные до 06 февраля 1992 года признаются гражданами Российской Федерации в силу части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в случае постоянного проживания на территории Российской Федерации на день вступления в силу указанного закона, то есть на 06 февраля 1992 года. Учитывая, что Полетаев И.Н. прибыл на территорию Российской Федерации в 1996 году, он не может быть признан гражданином РФ в соответствии с частью 1 статьи 13 вышеназванного закона.
Вместе с тем, административным ответчиком не дана оценка тому гражданством какого государства могли быть родители Полетаева И.Н. после 26 декабря 1991 года (после распада СССР). Каким фактически они обладали гражданством на момент рождения заявителя и могли ли они обладать в этот момент гражданством РСФСР в силу принципа «права крови» ГУ МВД России по Челябинской области не проверяло, никаких документов, подтверждающих или опровергающих эти доводы заявителя не запрашивало, вследствие чего не дало надлежащей оценки этим доводам в оспариваемом ответе.
Из заявления Полетаева И.Н. следует, что его отец П.Н.И. был рожден в **** (на территории РСФСР), иного гражданства кроме гражданства СССР не имел, был признан гражданином **** на основании части 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года№ 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Данному факту также не дана надлежащая оценка миграционным органом в оспариваемом ответе.
Положения статьи 25 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве РСФСР», которые могли быть применены к заявителю в силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» было установлено, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей (часть 1), гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РСФСР, а другой имеет другое гражданство, в силу первого предложения части 2 статьи 15 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей.

9
Согласно вышеприведенным положениям закона и исходя из документов, подтверждающих принадлежность к гражданству родителей заявителя на момент его приезда в Российскую Федерацию, заявитель мог быть либо гражданином Российской Федерации (как его отец) или гражданином Республики Казахстан (как его мать).
Однако как установлено судом, гражданства Республики Казахстан заявитель не имеет и никогда не имел. Это в свою очередь означает, что заявитель не последовал гражданству своей матери.
Выводов о том, каким же образом родители заявителя, являвшегося несовершеннолетним, определили его гражданство, оспариваемый ответ не содержит. Этот вопрос, том числе и о наличии письменного соглашения родителей заявителя о его гражданстве, ГУ МВД России по Челябинской области не выяснялся, лица, могущие дать какие-либо разъяснения по этому вопросу, в том числе и сам заявитель, не опрашивались.
В силу второго предложения части 2 статьи 15 Закона РСФСР от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве РСФСР» в случае отсутствия письменного соглашения о гражданстве ребенка между родителями, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Данные положения Закона в случае отсутствия письменного соглашения между родителями заявителя о его гражданстве, возлагают на ГУ МВД России по Челябинской области провести анализ правового статуса заявителя с точки зрения возможного приобретения им статуса лица без гражданства и если ему грозит такой статус, то в силу этих положений Закона, заявитель еще в несовершеннолетнем возрасте мог приобрести гражданство Российской Федерации.
Но и эти обстоятельства в оспариваемом ответе не нашли надлежащей оценки.
Таким образом, действий, направленных на установление наличия либо отсутствия у Полетаева И.Н. гражданства Российской Федерации по рождению, о чем им было указано в заявлении от 28 июля 2017 года, должностными лицами ГУ МВД России по Челябинской области, надлежащим образом не производилось.
Из оспариваемого ответа не усматривается проведения ГУ МВД России по Челябинской области анализа оснований, по которым

10
административный истец мог являться гражданином Российской Федерации, с учетом установленных фактических обстоятельств.
Поскольку совокупность изложенных обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения заявления Полетаева И.Н. не нашла отражения в оспариваемом ответе, то он в силу своей неполноты не мог быть признан судом законным и обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, подлежит отмене с принятием нового решения о признании оспариваемого ответа незаконным.
В силу статьи 227 КАС РФ судебная коллегия возлагает на ГУ МВД России по Челябинской области обязанность устранить допущенные нарушения прав Полетаева И.Н. При устранении этих нарушений ГУ МВД России по Челябинской области должно провести полную проверку заявления Полетаева И.Н. и всех его доводов о наличии у него гражданства Российской Федерации, в том числе и вышеизложенных обстоятельств, по результатам которой, с учетом вновь полученных данных должно быть принято заключение в соответствии с требованиями пункта 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года№ 1325.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 06 декабря 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым:
- признать незаконным ответ ГУ МВД России по Челябинской области от 29 августа 2017 года на заявление Полетаева Игоря Николаевича о наличии у него гражданства Российской Федерации по рождению;
- обязать ГУ МВД России по Челябинской области устранить допущенное нарушение прав Полетаева Игоря Николаевича.
Председательствующий
Судьи